Обезглавливание и вспарывание живота.

Два обычая, как правило, привлекают внимание любого, кто знакомится с самурайскими хрониками: обезглавливание и вспарывание живота. Японский обычай отрубать голову воину врага идёт от эпохи воин в Древнем Китае, где воин получал повышение по службе на один ранг, если он добывал в сражении голову знатного врага. Выражение сюкю о агэру - "взял голову и получил повышение" - происходит оттуда.

Поисхождение ритуала вспарывания живота отсается неясным. Отдельные случаи зафиксированы в Китае и других странах. Любопытно, что самый ранний сохранившийся до нашего времени документ, описывающий вспарывание живота, приписывает его совершение женскому божеству. Объясняя название болота ("Разрывающая живот"), "Харима но куни фудоки" ("Географическое описание провинции Харима"), составленное в начале 8 в., говорит, что "богиня Оми, преследуя своего мужа, добралась до этого места, но воспылала гневом и злостью, разрезала мечом живот и бросилась в болото".

Знали самураи, что первый подобный ритуал совершило женское божество, или нет, но к 9 в. обычай уже вошёл в практику и должен был служить либо способом проявления отваги, либо способ избежания безчестия от рук врагов. В 14 в. ритуал широко распространился. Живот также вспарывали, чтобы последовать за господином после его смерти. В 17 в. при Токугава ко вспарыванию живота стали приговаривать самурая, совершившего позорный поступок - так он мог восстановить свою честь.

Вскрытие живота не приводит к немедленной смерти, гибель может оказаться мучительной, грязной и долгой. Одно время существовало правило, предписывавшее вскрывать живот вначале горизонтально, затем вертикально, за чем должен был следовать смертельный удар - в спину или вшею. Говорят, что генерал Ноги Марасукэ (1849-1912), покончивший с собой в день похорон императора Мэйдзи (1852-1912), исполнил именно эту процедуру.

Пройти все три этапа - это требует невероятной силы духа. Поэтому не редко при самоубийстве присутствовал помощник, кайсяку или кайсякунин, который должен был отрубить голову в один из двух моментов.

В первом случае кайсяку отрубал голову в тот момент, когда осуждённый самурай, уже приготовившись к смерти, наклонялся за коротким мечом или кинжалом, лежащим перед ним на церемониальном подносе. Здесь, как мы видим, вскрытие живота не происходило вовсе. В период Токугава этот способ получил распространение в самой стилизованной форме, а вместо меча на понносе часто лежал веер.

В другом случае кайсяку ждал, пока человек, которому он должен был помочь умереть, сам пройдёт первый или второй этап. Такой путь выбрал для себя самурай по имени Таки Дзензабуро 2 марта 1868 г. Его самоубийство подробно описано сэром Эрнестом Мейсоном Сатоу (1843-1929), секретарём Британской Дипломатической миссии в Эдо:

Мы тихо просидели около десяти минут, как вдруг услышали приближающиеся шаги на веранде. Осуждённый, высокий японец благородного вида и осанки, вошёл слева в сопровождении кайсяку и ещё двух людей, видимо, выполняющих такую же роль. Таки был одет в голубое камисимо из пеньковой ткани; на кайсяку был военный мундир (дзимбаори). Проходя перед свидетелями японцами, они пали ниц, а им в ответ поклонились. Затем той же церемонией они обменялись и с нами. Осуждённого подвели к помосту перед алтарём, покрытому красной войлочной тканью; совершив два поклона, один на расстоянии, а другой перед самым алтарём, он сел на корточки на возвышении. Он проделал всё это со спокойной отрешённостью, выбрав то место, откуда будет легче упасть вперёд. Человек, одетый в чёрное, поверх которого была накинута лёгкая серая мантия, принёс обёрнутый бумагой кинжал на простом деревянном подносе, который с поклоном поставил перед осуждённым. Тот взял кинжал обеими руками, поднёс ко лбу и с поклоном положил обратно. Это обычный японский ритуал, выражающий благодарность за подарок. Затем чётким голосом, надломленным, но не страхом и чувствами, а скорее в необходимости признаться в поступке, за который стыдно, он заявил, что один несёт ответственность за то, что 4 февраля отдал жестокий приказ открыть в Кобэ огонь по иностранцам, когда они пытались бежать, и что за совершение этого преступления он собирается вспороть себе живот и просит всех присутствующих быть свидетелями. Затем он вытащил руки из рукавов верхнего платья, длинные концы которых сложил сзади, чтобы не дать телу упасть назад, и остался обнажённым до пояса. Потом он взял в правую руку кинжал, как можно ближе к лезвию, вонзил его глубоко в живот.Мужественно проделав всё это, он наклонил тело вперёд и вытянул шею, как бы подставляя её под меч. Кайсяку, сидевший с самого начала ритуала слева от него с обнажённым мечом, внезапно вскочил и нанёс последний удар.

Говорят, что писатель Мисима Юкио (1925-1970) использовал такой же приём, но, поскольку он вонзил кинжал слишком глубоко, мышцы напряглись, к тому же он спешил, поэтому кайсяку не смог отрубить ему голову одним ударом, как планировалось.


По материалам книги "Самураи: история и легенды"

Хостинг от uCoz