Кулачный бой.

С древнейших времён славяне практиковали кулачный бой. За многие века он стал характерным элементом культуры восточнославянских народов (русских, украинцев и белорусов), а также неотъемлемой частью многих народных праздников у южных и западных славян - сербов и хорватов, черногорцев, словенцев, словаков, чехов.

Что качается славян восточных, то уже к 11 веку (периоду, к которому относятся первые упоминания о бытовании кулачного боя у них) "бой на кулаках" имел чёткую организацию и общепринятые правила. Начиная с 11 века, сведения о кулачных боях встречаются в летописях, в церковных сочинениях (посланиях, проповедях и т.д.) и документах, в правительственных постановлениях и царских указах, в описаниях путешественников.

Кулачные бои зачастую имели ритуальный характер и приурочивались к различным народным праздникам. Принято считать, что кулачные бои обычно происходили зимой в воскресные и праздничные дни, заканчиваясь в последний день масленицы.

Кулачные бои подчинялись неписаному кодексу чести, отражавшему морально-этические нормы народа, и нарушение которого каралось достаточно сурово. Одним из важных положений этих народных правил было то, что бой следует вести только на кулаках, без употребления "закладок" ("бабка", "бабка-чугунка", "свинчатка", "чугунка", "пятак"), т.е. куска металла (свинца, чугуна или железа) либо заменяющего его предмета (камня), вложенного в руку или в рукавицу. Но, несмотря на строгий запрет, всегда находились "лихачи", для которых использование "закладок" являлось делом обычным:

"У таковых, на случай побоища, имелся готовый к услугам ассортимент так называемых закладок - какие-нибудь бесформенные кусочки железа, свинца и т.п., иногда с несколько заострённым концом. Этот дрянной кусочек, заложенный в кулак таким образом, чтобы один край его выдавался на руку, в рукопашной схватке сотен остервенившихся полупьяных мужиков и сослуживал своим хозяевам иногда роковую службу: плохо надеясь на помощь своих кулаков, они выбирали у своих противников какое-нибудь незащищенное место: висок, нос, щёку - вообще лицо, и в какую-либо часть его угождали прикладом свинца, как бы оправленного в кулак. При известной ловкости и наторелости в упражнении такого рода, особенно впотьмах сумерек, когда разыгрывались побоища, довольно трудно было попасться кому-нибудь на глаза с таким орудием в кулаке.

И вот, если с таким бойцом-закладчиком случался такой грех, что его в пылу битвы излавливали со свинчаткой в руке, ему приходилось, в свою очередь, жутко,ибо его предавали на суд разъярённой толпы и даже свои отказывались защищать его, и если ему удавалось после этого уцелеть, хотя с небольшим остатком рёбер, то он должен был считать себя необыкновенным счастливцем".

Кроме того, к важнейшим правилам относились следующие положения: "лежачего не бьют", "лежачий в драку не ходит", "на ком кровь (мазка) того не бьют", "не иметь сердца (злобы) на противника". В зависимости от обычаев той или иной местности традиционные правила могли несколько варьироваться, не изменяя при этом общего характера боя, а лишь расширяя либо сужая в определённых пределах свободу действий бойцов.

Перед боем, как правило, бойцы старались "завестись", т.е. привести себя в "боевое" состояние, которое чаще всего объясняется как "переход от уверенности к ярости". Для этого в разных местах прибегали к различным способам. Одним из них был обыкновенный крик. Той же цели служило "затрочивание", "задирание" или "заигрыш", которое иногда длилось более часа и представляло собой взаимные выкрики противоборствующих сторон, в виде прибауток, содержавших насмешки над противником и подчёркивании собственных достоинств.

Продолжение следует...


С использованием материала книги

"Воинские традиции народов Евразии"

Хостинг от uCoz