Самураи: истоки.

Слово самурай происходит от глагола сабурау - "охранять, служить", и первоначально имело значение "личный слуга". .. Подробнее >>


Обезглавливание и вспарывание живота.

Два обычая, как правило, привлекают внимание любого, кто знакомится с самурайскими хрониками: обезглавливание и вспарывание живота... Подробнее >>

Какой стиль лучше?

Когда человек принимает решение заниматься боевым искусством, он неминуемо задастся вопросом, а какой стиль всё-таки лучше? Подробнее >>

Народы европейской части СНГ и Балтии. Тренировка высокого прыжка.

Важное место в системе подготовки "северных воинов" занимало тренировка высокого прыжка. В легендах и преданиях (по своему характеру здешние предания достаточно реалистичны, их герои приобретаютсвою силу не волшебством, а результатом тренировок... Подробнее >>

Кулачный бой.

С древнейших времён славяне практиковали кулачный бой. За многие века он стал характерным элементом культуры восточнославянских народов (русских, украинцев и белорусов), а также неотъемлемой частью многих народных праздников у южных и западных славян - сербов и хорватов, черногорцев, словенцев, словаков, чехов... Подробнее >>

"Цветущая молодёжь Кореи".

Хваранами, что значит "цветущая молодежь", были юноши 14-15 лет, набиравшиеся как из семей аристократов, так и из простолюдинов и получившие специальное воспитание. Их разносторонний тренинг включал в себя самые разные способы самосовершенствования и самовыражения... Подробнее >>

 

Проблемы адаптации младших школьников к психофизическим нагрузкам учебного процесса.

На сегодняшний день интенсивное изменение структуры образования - введение новых дисциплин, перепланировка учебного дня ведет к повышению интенсивности как информационной так и физической нагрузки на школьников. Подобные преобразования поставили перед школой целый ряд новых вопросов, требующих немедленного решения.

Одним из таких вопросов является уровень психофизической нагрузки, которую испытывают дети младшего школьного возраста – ученики первых, вторых и третьих классов в возрасте 6-9 лет. К тому же особую тревогу вызывает введение «нулевых классов» обучения, где программа школьной подготовки дается детям в возрасте до 6 лет без учета их психического и физического развития.

Исследования, проводящиеся в течение ряда лет на кафедре экологии человека экологического факультета РУДН, посвященные распространению физиологических нарушений и заболеваний среди школьников и студентов позволили сделать ряд предположений о причинах их возникновения. Одной из наиболее важных причин является непрационально организованный режим занятий детей и отсутствие должного внимания к их физической подготовке.

Исследования проводились на базе ряда школ Северо-западного административного округа города Москвы. Изучались условия и режим обучения учеников начальной школы. Средний возраст обследуемой популяции составил 6-8 лет. Соотношение детей женского и мужского пола составило 60% на 40%.

В качестве метода исследования использовалось анкетирование и опрос родителей, а также анализ уровня физической нагрузки в соответствии с нормативами ВОЗ.

Опрос родителей показал, что у 70% детей имеются ярко выраженные нарушения режима дня. Повышенные нагрузки ведут к значительным изменениям эмоциональной сферы: ребенок заранее расстроен перспективой делать уроки вечером после школы. Это в свою очередь сказывается на качестве сна и питания. Нельзя не учитывать такой элемент, как «элитарность» некоторых школ, где ребенку предъявляют сверх высокие требования без учета его психофизиологических возможностей. В том случае, если ребенок не «соответствует уровню», он может оказаться в состоянии тяжелого дистресса. Около 87% родителей отмечают тот факт, что дети во втором классе часто не в состоянии самостоятельно выполнять домашние задания из-за явного несоответствия некоторых элементов школьной программы уровню восприятия ребенка. Как следствие такого высокого уровня информационного воздействия у 40% детей отмечается возникновение различных нервных расстройств.

Уже со второго класса педагоги интенсивно используют контрольные и проверочные работы, так как традиционно это основной критерий оценки знаний. Частое проведение подобных работ среди учащихся младших классов оказывает сильнейшие психологическое давление. Как отмечают родители многие дети часто не могут сосредоточиться на задании в ходе выполнения длительной контрольной работы, из-за отсутствия соответствующего навыка, развитию которого в ходе учебного процесса не уделяется должного внимания. К тому же опыт показывает, что уровень нагрузки по одному предмету не находится в зависимости от нагрузки по другому. Это приводит к тому, что уже во втором классе школьники могут иметь по несколько проверочных и контрольных работ в день. Удивительно никто не станет отрицать, что – весь ход учебного процесса напрямую зависит от психофизического состояния учащихся и при этом школьная программа уделяет столь небольшое значение физическому развитию.

Анализ расписания занятий школьников выявил серьезные нарушения нормативов по физической нагрузке. Во втором классе 5 уроков по 45 минут, что составляет 225 минут или 3 часа 45 минут. Урок физкультуры проходит два раза в неделю – суммарное время занятий составляет 90 минут, или 1 час 30 минут. Таким образом три дня в неделю дети находятся в состоянии статической нагрузки по 3 часа 45 минут в день, и два раза в неделю 2 часа 41 минуту. Или 15 часов 17 минут в неделю. На это приходится четыре перемены по 15 минут или один час отдыха.

У детей 8 летнего возраста это ведет к значительному гипертонусу локальных групп мышц – шейного отдела, грудных мышц и мышц поясницы. При таком режиме обучения прогнозируются и в действительности имеют место следующие нарушения:

  • нарушение осанки; 2) ухудшение зрения (80% выпускников российских школ имеют нарушения зрения); 2) нарушение пищеварения; 3) нервные расстройства; 4) развитие плоскостопия.

Попытки выработать у детей правильную осанку не дают положительного результата, так как у детей нет сложившихся прочных динамических стереотипов по «самоуправлению» своим телом. Необходимость фиксировать внимание на изучаемом предмете, не отвлекаться, выводят контроль за осанкой из сферы внимания ребенка. Так называемый элемент «мышечной памяти» работает против: мышцы фиксируют то положение тела, в котором приходится длительное время прибывать ребенку. Навык правильной осанки, как правило, не успевает сформироваться.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

  • В существующей на сегодняшний день программе обучения младших школьников очень слабо проработаны аспекты сбалансированного развития ребенка. Отмечается явное преобладание интеллектуальной нагрузки, что при недостаточном физическом развитии детей при интенсивной статической нагрузке ведет к возникновению и развитию физических нарушений.
  • В школе нет специализированной программы физического воспитания детей младшего школьного возраста. Как следствие нет механизма компенсации физических нагрузок возникающих в ходе учебного процесса.

Результаты исследований требуют принятия мер по реорганизации системы обучения и физического воспитания младших школьников. Проводимые на кафедре экологии человека РУДН исследования в области методов комплексного физического развития школьников и студентов и полученные на их основе разработки могут быть рекомендованы для внедрения в программу физического воспитания школьников как младших так и старших классов.

Для исследования использовалась методика биомеханического анализа положения тела в пространстве и определения уровня нагрузки рабочих мышц, применяемая в Высших Физкультурных Учебных Заведения.

На правах рукописи

А.А. Шевкунов

Хостинг от uCoz